Биография |Истоки | Принципы | Вклад | Труды | Дискуссии | Гостевая |
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг ал-Фараби
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн
Тархан ибн Узлаг ал-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как
«Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля), родился в г. Фарабе,
расположенном на Сырдарье при впадении в нее р. Арысь, в 870 г. в тюркской
семье. Бассейн Сырдарьи — колыбель древней цивилизации, сыгравшей в истории
Казахстана такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии.
Фараб, согласно автору Х в. ал-Мукаддаси, был большим городом с населением около
70 тыс. душ мужского пола, с соборной мечетью, цитаделью и базаром. Город был
расположен в Отрарском оазисе, который вместе с прилегающими к нему районами был
древнейшим центром оседлости, ирригационного земледелия и городской цивилизации
Казахстана. Как поселение городского типа Отрар возник в последние века до нашей
эры. О масштабах экономического и культурного развития оазиса говорят руины
свыше 60 поселений, замков-крепостей и городов, следы мощной и широко
разветвленной оросительной системы, относящиеся к различным историческим
периодам от раннего до позднего средневековья. А. Н. Бернштам отмечал, что Отрар
привлекал к себе внимание средневековых арабо- и ираноязычных авторов как
важнейший узловой пункт караванных дорог. Он находился на стыке различных
географических ландшафтов, занимая выгодную позицию с точки зрения орошения
плодородных земель. А. Н. Бернштам поэтому видел в Отрарском оазисе ключ к
развязке важнейших вопросов взаимоотношения кочевой степи и оседлого населения —
далеких предков казахского народа . В результате переселения согдийцев, имевших
большой опыт в области земледельческого труда и древних традиций
градостроительства, в Южном Казахстане сложилась своеобразная городская
цивилизация.
Такова была родина ал-Фараби.
Руководимый жаждой знания, ал-Фараби в молодые годы, когда еще острым и свежим
бывает восприятие мира, отправляется в путешествие. Многие годы он проводит в
Багдаде — политическом и культурном центре Халифата. Здесь он основательно
пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и благодаря эрудиции,
силе мысли и величию характера довольно быстро занимает среди них первенствующее
положение. Но у догматически настроенных богословов возникает личная неприязнь к
нему, смешанная с завистью, а главное — оппозиция ко всему строю его мыслей,
ориентированному на познание реальных вещей и поиски достижения счастья в земной
жизни. В конце концов ал-Фараби был вынужден покинуть этот «город мира».
О Багдаде и его роли в духовном формировании ал-Фараби следует сказать особо.
Прежде всего это был центр интенсивной культурной жизни. Именно в нем
пересечение различных культурных традиций и влияний сказалось с наибольшей
силой. Языческие верования, иудейство, христианство (в лице несториан и
монофизитов), ислам, культуры разных народов создавали импульс для столкновения
мыслей, их шлифовки, возвышения над локально-этнической узостью. Именно к
Багдаду относится то, что ал-Фараби говорит о коллективном городе:
«этот город является самым восхитительным и счастливым из невежественных городов
и своим внешним видом напоминает цветастое и красочное одеяние и в силу этого
оказывается любимым кровом каждого, ибо любой человек в этом городе может
удовлетворить свои желания и устремления. Почему-то народ стекается [в этот
город] и оседает там. Его размеры безмерно увеличиваются. В нем рождаются люди
разных родов, имеют место браки и половые связи разного вида, здесь рождаются
дети самого разного рода, воспитания и происхождения. Этот город состоит из
многообразных, входящих в друг друга объединений с отличными друг от друга
частями, в которых чужеземец не выделяется из местного населения и в которых
объединяются все желания и все действия. Поэтому очень возможно, что с течением
времени в нем могут вырасти самые достойные [люди], там могут сосуществовать
мудрецы, ораторы, поэты всех видов» . Но соответственно в нем контрасты добра и
зла проявляются сильнее, чем где бы то ни было. Багдад был Меккой для
интеллектуалов того времени. В нем они «пробовали» свои силы, создавали школы,
вступали в соперничество, добивались успеха, изгнания, возвышения и унижения.
Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль
играли несториане. Они переводили и комментировали произведения Платона,
Аристотеля, Галена, Эвклида. Шел параллельный процесс освоения культурных
достижений Индии. Такая работа стимулировала и самостоятельную творческую
активность. Наставниками ал-Фараби в Багдаде . оказались Юханна ибн Хайлан и
знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта. О Юханне
ибн Хайлане, по сообщению Усейбиа, ал-Фараби рассказывал как о человеке, который
был приобщен к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам
через целый ряд поколений. Абу Бишр Матта преподавал логику. Но, как говорят
средневековые источники, ученик довольно быстро превзошел учителя. Следует
отметить одно обстоятельство из годов учения ал-Фараби в Багдаде: он получил
возможность ознакомления со «Второй Аналитикой» Аристотеля, которую теологически
настроенные несториане пытались «прикрыть», поскольку там развивались
теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного
откровения.
Ал-Фараби переезжает в Харран, где жили ученые-несториа-не, вытесненные в свое
время из Александрии. Последние годы. своей жизни он проводит в Халебе и
Дамаске, пользуясь высоким уважением ведущей политической фигуры в Северной
Сирии — Хамданида Сайф ад-Дауля.
Скончался ал-Фараби в декабре 950 г. в возрасте 80 лет.